Бизнес планирование по стандарту UNIDO
Международная консалтинговая корпорация “GOSTEW & G” осуществляет разработку бизнес планирования по стандарту международной организации UNIDO – United Nations Industrial Development Organization - международная организация, которая занимается выработкой стратегии экономического развития стран с переходной экономикой , а также борющаяся за глобальное процветание, поддерживая индустриальное развитие развивающихся стран м стран с переходной экономикой ( www.unido.org).
В настоящее время, стандарт “UNIDO” является самым популярным как в международной практике, так и в странах СНГ.
СТАНДАРТ UNIDO
Согласно со стандартами организации UNIDO структура бизнес-плана должна включать в себя следующие разделы:
· РЕЗЮМЕ
· ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОТРАСЛИ
· ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГИ)
· МАРКЕТИНГ И СБЫТ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГИ)
· ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
· ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
· ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
· НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
· РИСКИ И ГАРАНТИИ
· ПРИЛОЖЕНИЯ
РЕЗЮМЕ
Самостоятельный рекламный документ, содержащий основные положения всего бизнес-плана.
Резюме отвечает на основные вопросы:
· размер кредита (инвестиций);
· цели кредита (инвестиций);
· сроки погашения кредита (срок окупаемости проекта);
· гарантии;
· риски;
· собственные средства проекта;
· соинвесторы.
ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ И ОТРАСЛИ
В данном разделе описываются:
· Общие сведения о предприятии
· Финансово-экономические показатели деятельности предприятия
· Структура управления и кадровый состав
· Направления деятельности, продукции
· Отрасль экономики и ее перспективы
· Партнерские связи и социальная активность.
ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГИ).
Для любого предпринимательского проекта необходимо наглядное представление товара или изделия, произведенных с помощью Вашей технологии. Лучше всего, если это будет натуральный образец, его фотография или рисунок. В бизнес-плане дается описание отдельно по каждому виду продукции.
Примерная структура раздела:
· Наименование продукции (услуги)
· Назначение и область применения
· Краткое описание и основные характеристики
· Конкурентоспособность продукции (услуги), по каким параметрам превосходит конкурентов, по каким уступает им
· Патентоспособность и авторские права
· Наличие сертификата качества на продукцию
· Безопасность и экологичность
· Условия поставки и упаковки
· Гарантии и сервис
· Эксплуатация
· Утилизация после окончания эксплуатации
МАРКЕТИНГ И СБЫТ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГИ)
Информация данного раздела призвана убедить инвестора в существовании рынка сбыта для Вашей продукции (услуги). Покупатели подразделяются на оптовых покупателей, розничных продавцов, конечных потребителей. Потребители характеризуются отраслью, месторасположением (если это предприятия) либо возрастом, полом и др. (если это население). Среди потребительских характеристик товара выделяют такие, как внешний вид, назначение, цена, прочность, срок службы, безопасность использования и другие.
Примерная структура раздела:
· Описание требований потребителей к продукции (услуге) и Ваших возможностей удовлетворить эти требования
· Описание конкуренции. Определение конкурентов и анализ их сильных и слабых сторон. Анализ возможностей предприятия.
· Описание рынка сбыта продукции (услуги)
· Описание поставки товара от места производства к месту продажи или потребления. Полное описание включает в себя: упаковку, складирование в месте производства, комплектование для отправки, транспортировку к месту продажи, предпродажный сервис, продажу, послепродажное обслуживание. Описание канала сбыта продукции (услуги) – магазин розничной торговли, мелкооптовые базы или магазины, разъездная служба (агенты, коммивояжеры) и др.
· Стратегия привлечения потребителей, исходя из возможностей. (Возможные варианты: рекламные кампании, бесплатное представление образцов, участие в выставках и др.). Цена и объем сбыта продукции. Анализ чувствительности объема сбыта при изменениях цены.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
В этом разделе приводятся общие сведения о предприятии, расчет производственных издержек на планируемый объем сбыта, прямые (переменные) и общие (постоянные) затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета текущих затрат на производство.
Примерная структура раздела:
- Общие сведения о предприятии:
· Описание месторасположения предприятия (во многих случаях определяющий фактор для успеха проекта). Наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей , ресурсов, близость к рынку сбыта.
· Используемая технология и уровень квалификации исполнителей
· Потребность в площадях
· Кадровое обеспечение
· Удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих.
- Объем производства
- Расходы на персонал.
· Затраты на персонал управления (директор, гл. бухгалтер, главный инженер, начальник производства и т.д.)
· Затраты на производственный персонал (конструкторы, технологи, ремонтные рабочие и т.д.)
· Затраты на прочих сотрудников (менеджеры по сбыту, кладовщики, охрана)
- Расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия
- Расчет выполняется по каждому виду продукции или услуги.
- Смета текущих затрат
В данном подразделе приводятся затраты на производство продукции (услуги). Затраты на производство или, другими словами, издержки производства классифицируются на прямые (переменные, т.е. зависящие пропорционально от изменения объемов производства) и общие (постоянные, не зависящие от объемов производства)
- Расчет переменных издержек
К переменным издержкам относятся:
· Затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия
· Затраты на производственный персонал
· Затраты на топливо, электроэнергию (в некоторых случаях)
- Расчет постоянных затрат
К постоянным издержкам относятся:
· Затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергия)
· Торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт)
· Административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта, механизм поддержки и мотивации ведущих руководителей.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Цель раздела – показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов, поток реальных денег (поток наличности), прогнозный баланс.
Примерная структура раздела:
· Затраты подготовительного периода
· Затраты текущего (основного) периода
· Расчет поступлений от проекта
· Затраты, связанные с обслуживанием кредита (лизинга)
· Расчет налоговых платежей
· Другие поступления и выплаты
· Отчет о прибылях и убытках
· Поток реальных денег
· Прогнозный баланс
НАПРАВЛЕННОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации, проводится анализ чувствительности проекта
РИСКИ И ГАРАНТИИ
Показываются предпринимательские риски и возможные форс-мажорные обстоятельства, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения способствуют разгрузке основного текста от подробностей и предоставляют потенциальным партнерам и инвесторам дополнительные наглядные материалы
- подтверждающие и раскрывающие сведения о предприятии (копии регистрационного свидетельства, устава и учредительного договора предприятия, имеющиеся лицензии и сертификаты, почетные дипломы и свидетельства, копии материалов прессы о деятельности предприятия, отзывы заказчиков и партнеров по совместной деятельности и т.д.);
- характеризующие продукцию (фото, рисунок, чертеж, патент, отзывы, результаты испытаний и сертификации продукции, другие сведения);
- подтверждающие востребованость продукции (материалы маркетингового исследования, сравнительные данные о конкурентах, договора, протоколы о намерениях и заявки на поставку продукции);
- показывающие возможности производства (фотографию предприятия, его ведущих участков, оборудования, копии документов по сертификации производства и др.);
- раскрывающие организационно-правовую готовность проекта (схемы организационной структуры, механизма реализации проекта, выписки из нормативных документов и др.);
- обосновывающие финансово-экономические расчеты (калькуляции, таблицы, и т.д.);
- подтверждающие реальность мер предупреждения риска, нейтрализации форс-мажорных обстоятельств и реальность гарантий возврата займа (гарантийные письма, договоры, состав и стоимость залога, выписка из законодательных и нормативных документов, другие материалы);
- Подтверждающие направленность, значимость (масштабность) и эффективность проекта (решения, программы, планы, акты, письма, отзывы и др.)